«Аутенок» — нечто среднее между гениальным и обычным ребенком, плохо приспособленным к жизни

Этих детей легко узнать по взгляду, направленному «внутрь себя», молчаливости или монотонности речи, машинальным или стереотипным движениям, как у робота. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Звонок будильника их оглушает, свет настольной лампы подобно прожектору бьет в глаза, лица людей кажутся пугающей мозаикой – примерно так воспринимают мир миллионы больных аутизмом.

Впервые о проблеме аутизма  заговорили всего 65 лет назад, но тогда это было крайне редкое заболевание.

 Понимая чрезвычайную важность проблемы, 62 сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 2008 году постановила отмечать 2 апреля каждого года "Всемирный день распространения информации об аутизме".

Слово “аутизм” происходит от латинского “autos”, что значит “сам”. Это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром и другим человеком.

 Частота распространения аутизма в мире колеблется от 40 до 45 случаев на 10 тыс. новорожденных. Существует несколько версий, возникновения данного синдрома, но, ни одна из них полностью не доказана.

Детский аутизм - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.

Дети, страдающие аутизмом, избегают общения даже с близкими людьми, у них отсутствует интерес к окружающему миру, явно выражены страхи, особенности поведения. Для них характерны затруднения в формировании социально-бытовых навыков при сохранном, а иногда  даже при опережающем биологический возраст интеллекте.  В свою жизнь ребенок вносит большое количество ритуалов и нуждается в их неукоснительном выполнении, например, перед  сном  малыш требует, чтобы ему читали рассказы из семи определенных книг в определенной последовательности. Или, например, ребенок спит только в одной пижаме и всегда в тапочках, не дает их снять. Двигательные стереотипии заключаются в повторении, частом и ритмичном, нередко в течение всего дня, определенных движений, нередко приносящих ребенку заметное удовлетворение, и сильно возбуждающих его. Это могут быть раскачивания,  верчение головой, движения  пальцами  перед  глазами,  взмахи руками, потряхивания кистями, кружение, бег по кругу, постукивания, похлопывания и др.  Стереотипии могут возникать при волнении ребенка. Кроме двигательных, отмечаются и речевые стереотипии, когда он бесконечно повторяет определенные фразы, например, «бабушка придет, яблок принесет».     Многие из этих детей отличаются также чрезмерной психомоторной возбудимостью, двигательной расторможенностью, которая нередко сочетается с импульсивностью и агрессивным поведением.  Другие, напротив, заторможены, пассивны, слабо реагируют на внешние стимулы.

 

 Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются характерными особенностями психомоторного развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза, толчкообразный взгляд); он может также не реагировать на слуховые стимулы, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет. Уже с первых месяцев жизни у ребенка при общении со взрослым отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех, которые столь характерны для начального коммуникативного поведения здорового малыша. Отмечаются нарушения сна, с трудом формируются навыки опрятности. Все эти особенности сочетаются с неадекватными реакциями на различные воздействия окружающей среды. Даже общаясь со взрослыми, аутичный ребенок как бы не замечает его. Недостаточная эмоциональная реакция на мать может сменяться зависимостью от нее: отрыв от матери приводит к различным формам протестующего поведения.

Поведение аутичного ребенка часто крайне противоречиво: с одной стороны у него часты неадекватные страхи (боязнь каких-либо самых обычных предметов, иногда даже света от настольной лампы), с другой - у него может отсутствовать чувство реальной опасности. Он может выбегать на проезжую часть улицы, забираться на высокие карнизы, уходить далеко от дома и т.п.

При аутизме часто нарушено развитие речи, и больные дают знать о своих желаниях с помощью крика, плача или активной жестикуляции. Речь отличает негибкость «сделанность», «механистичность», «попугайность». Часто производит впечатление штампованности. Одна из ярких характеристик речи аутичного ребенка — эхолалирование, часто — отсроченное, повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией.

Однако среди детей, страдающих аутизмом, встречаются индивидуумы, которые проявляют гениальные способности в какой-либо области (музыка, живопись). Часть аутистов – талантливые и одаренные люди. В народе это заболевание иногда называют «Болезнь гениев». Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс. К слову сказать, до 20%  ведущих программистов  «Microsoft» -  аутисты. Говорят, еще аутистами   были  Альберт Эйнштейн,  Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл, Герберт Уэллс,  Иммануил Кант, Ганс Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог и другие великие люди.   

Как же помочь малышу, страдающему аутизмом:

Нужно помнить, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому нужно бороться с ним незамедлительно и поощрять любую адаптацию к переменам, даже незначительным. Если ребёнок не будет чувствовать поддержки, он ещё больше замкнётся и станет избегать контакта. Нужно давать ребёнку шанс понять новое расписание и принять его, иначе малыш просто потеряется. У детей-аутов повышается самооценка, если каждое новое задание будет сперва пройдено вместе с ними. Нужно отдавать ребёнка в школу, специализирующуюся на обучении детей со схожими проблемами. Школа должна обеспечивать детей должным вниманием и психологической помощью. Кроме того, никогда не нужно показывать ребёнку своего недовольства, ведь самое главное в возвращении такого человека к нормальной жизни и общению - заставить его поверить в то, что этот мир за него, а не против.

Родители должны помнить, что дети с аутизмом, это так называемые медленные дети, и не ждать, что изменения быстро появятся, первые результаты могут быть заметны спустя месяцы или даже годы. Если вы всерьез хотите помочь ребенку, не позволяйте себе расслабляться, отчаиваться и лениться. Ищите специалистов, проявляйте активность. И не жалейте для вашего малыша любви. Детишкам-инвалидам, как никому другому, нужна любовь родителей. Родительская любовь отогревает душу ребенка и даёт шанс для надежды на выздоровление.

Зачастую несложные упражнения, которые нужно выполнять с ребенком постоянно, приводят к таким ошеломляющим результатам, что никакого времени для этого не жаль.

 Медикаментозная терапия назначается по синдромальному принципу, направлена на уменьшение симптомов, дополнительно ухудшающих социальную адаптацию ребенка, например, выраженная агрессия, саморазрушающее поведение, импульсивность, гиперактивность. Коррекционная работа необходима детям со сниженным интеллектуальным развитием и должна проводиться по специально разработанным методикам, учитывающим особенности эмоциональной сферы, общения, восприятия окружающего мира. Идеальным вариантом является комплексная работа, включающая логопедию и дефектологию; игровые  группы; эрготерапию (рисование, лепка, аппликация, работа с различными материалами); социальная реабилитация (развитие навыков самообслуживания и мелкой моторики); развитие речи, музыкальная терапия; занятия с психологом и, обязательно, психотерапию для детей и родителей, а также  другие мероприятия направленные на развитие ребенка. Психотерапия при аутизме воздействует на эмоциональные проблемы ребенка, помогает устанавливать полноценный контакт с окружающими, преодолевать глубокие психологические барьеры, страхи.

Если Вас настораживает что-то в поведении ребенка необходимо обратиться за помощью к врачу или психологу, специалисты дадут соответствующие рекомендации и при необходимости  помогут ребенку адаптироваться в обществе. Обратиться за помощью в г. Минске можно  в  УЗ "Городской клинический детский психоневрологический диспансер",  расположенный по адресу  ул. Лучины 6 , телефон регистратуры  328-88-71.