Гиперактивный ребенок - это норма или патология?

В семьях, где есть гиперактивные дети, родители сталкиваются с целым рядом проблем во взаимоотношениях с ними. Каждая мама мечтает, чтобы ее капризный, упрямый, беспокойный ребенок стал послушным, спокойным и внимательным.Одной из основных причин такого поведения является синдром дефицита концентрации внимания с гиперактивностью (СДВГ). Проблемное поведение детей с СДВГ обусловлено функциональной незрелостью определенных зон головного мозга, что проявляется несдержанной ответной реакцией чаще при хорошем интеллекте. Проявления СДВГ у детей отличаются многообразием:

  • дефицит внимания проявляется крайней отвлекаемостью, неспособностью длительно фокусировать внимание на чем-то одном, особенно не очень интересном, несобранностью, «витанием в облаках»;
  • повышенная двигательная активность выражается в том, что такому ребенку трудно усидеть на месте, он все время находится в движении, как будто бы к нему приделан моторчик, проявляет бесцельную двигательную активность, иногда наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, стремится куда-то, часто без всякого страха и «нулевым» инстинктом сохранения;
  • импульсивность проявляется крайней нетерпеливостью, ребенок постоянно вмешивается в разговор, игру других детей, с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях, часто бывает болтливым, иногда ведет себя «как клоун», может импульсивно ударить без учета последствий и чаще в ситуации провокации других детей;
  • часто наблюдается нарушение сна, повышенная утомляемость, упрямство и негативизм.

Прослеживается определенная зависимость между имеющейся у ребенка симптоматикой и его возрастом. Как правило, нарастание симптомов СДВГ приурочено к началу посещения детского сада (в возрасте 3 лет) или школы (6-7 лет). Подобная закономерность может быть связана с неспособностью центральной нервной системы (ЦНС) справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. У школьников на первый план выступают проблемы в обучении и нарушения поведения, характерны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудность во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, что в дальнейшем может привести к трудностям в выборе и освоении профессии, к нарушению общественных правил поведения. В связи с этим усилия родителей и специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию СДВГ, сведение к минимуму действия факторов, усугубляющих проявления СДВГ и способных трансформировать эти проявления из «минимальных» в весьма драматичные.

К врачам стоит обращаться тогда, когда педагоги и родители не справляются сами с этой проблемой. До 2-3 лет повышенная двигательная активность, импульсивность могут быть вариантом нормального развития. При сохраняющейся гиперактивности важно обратиться за медицинской помощью. Средний возраст обращения – 5-6 лет. Именно в этом возрасте особенно важно обратиться к врачам-специалистам для того, чтобы уточнить степень выраженности проблем и возможно пойти в школу чуть позже, после 7 лет. Важно не рассчитывать на то, что ребенок сам поймет «что хорошо и что плохо», надо контролировать их поведение и формировать внешнее окружение постоянно.

10 правил для гиперактивных детей

1. Установить контакт с гиперактивными детьми очень тяжело. Такие дети нетерпеливы и избегают ситуаций напряжения: им проще отказаться, чем начинать что-то делать. Они «врожденные оппозиционеры»: у них всегда сначала «нет». Они умеют добиваться своего. Отстаивая свои позиции, они способны потерять контроль над своими эмоциями, тогда необходимо время, чтобы успокоиться (две минуты умноженные на возраст ребенка) и только затем следует продолжить разговор.

2. Закон постоянства правил: если нельзя, то нельзя всегда.

3. Порядок и безопасность.

4. Режим во всем. Поведение детей с СДВГ и эффективность их обучения часто определяются «энергетическим» состоянием ребенка: в ситуациях, когда ребенок устал, он становится более неуправляемым. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался и достаточное время бывал на свежем воздухе. Общение с компьютером в этом случае должно быть сведено к минимуму.

5. Правило «кулика»: хвалить чаще, чем ругать. Дети с СДВГ имеют «качели настроения». Им часто бывает «скучно», они особенно нуждаются в новых впечатлениях и не умеют «откладывать удовольствия на потом». Важно это понимать и использовать в воспитании и обучении различные приемы поощрения, причем незамедлительные.

6. Не победа, а участие.

7. «Ветер в парусах»…Найти то, что хорошо получается.

8. Энергию в нужное русло. С этими детьми особенно важно заниматься: отдавать в спортивные секции, творческие студии.

9. Искусство собираться в поход.

10. Родители тоже люди (иметь возможность отдохнуть от гиперактивности ребенка).

 

Гиперактивных детей не очень любят окружающие, но самое страшное, когда их начинают обвинять там, где они не виноваты. Тогда ребенок начинает верить, что он «плохой» и перестает стараться.

Важно, чтобы родители помогали своему ребенку, принимали его таким, какой он есть, сохраняли веру в него, верили, что их ребенок добрый, отзывчивый, очень творческий.

 

врач-реабилитолог
зав. ОМР Супоненко А.В.

поделиться в: